Блог

Личность с точки зрения философии астрологии. Часть 2.

Первая часть текста — по ссылке.

4. Личность обладает духовностью. Понимание духовности не связано с религиозным вероисповеданием или его отсутствием, оно также не связано с понятиями «кармы», «добрых дел», «воздаяния» и других факультативных по отношению к духовности понятий. В экзистенциальном смысле духовность связана с той идеей, что личность – это не только психофизический организм, ее измерение – значительно масштабнее. Личность нуждается в теле, чтобы выразить себя. Желательно, чтобы тело было при этом более-менее здорово. Но любое повреждение, ослабление тела ни в коем случае не означает автоматического «ухудшения качеств личности». 

Пока личность есть в мире ценность ее жизни абсолютна. Причем ценность ее абсолютна независимо от практически приносимой социальной пользы. Духовность также простирается и за пределы физической жизни личности в виде памяти об ушедшем человеке и всем том вкладе, который им был сделан в мироздание в процессе жизни. С астрологической точки зрения мы также понимаем, что каждый из нас связан тончайшими нитями мироздания. И уровень «вибрации» этих нитей, исходящей от нас энергии – это то, что нам подвластно как духовным существам.

С незапамятных времен человек искал ответы на вопросы о том, кто он и зачем он присутствует в этом мире. Ранние ростки духовности присутствуют еще в палеолите, когда люди начали хоронить своих умерших и оставлять рядом с местами их захоронения символы духовной жизни. Можно по-разному отвечать на вопрос, почему люди уже на самой заре человечества искали знаки присутствия какой-то высшей силы. 

Является ли это подтверждением наличия высшего замысла или это просто особенности психики человека, тесно связанной с биологической обусловленностью? С научной точки зрения невозможно ответить на этот вопрос однозначно. С моей личной позиции ответ примерно таков: поиски духовного начала не случайны. Да, напрямую по ним нельзя сказать, что высшие миры точно есть. Но раз аромат иного проникает в нашу жизнь и очень сильно на нее влияет, вдохновляет, воодушевляет, то как минимум стоит к нему прислушаться и попытаться пойти на его зов. 

С точностью можно сказать, что именно этот поиск и делал человека человеком. Он формировал направленность культурного развития человеческой цивилизации, а также саму идею о личности. 

5. Личность – это не «факты биографии», а постоянное становление. Личность экзистенциальна, то она всегда «становится». Поэтому в бытии личности всегда существует возможность – возможность изменяться, совершенствоваться, останавливаться, делать выбор и так далее. Зная, изучая свой потенциал, личность имеет возможность опереться на те исходные точки, которые заложены в ее основе. Но при этом она имеет возможность создать из них нечто свое, причем эта возможность присутствует в каждый момент времени до тех пор, пока личность существует в теле. Что происходит после окончания жизни тела, достоверно сказать сложно, поэтому мое размышление не простирается сейчас дальше этой границы. 

Соответственно, личность способна меняться, она динамична, несмотря на существующую «первосонову» в виде астрологической карты. Личность меняется в пределах своей судьбы, границы судьбы при этом не представляют какое-то жесткое фаталистичное основание.

Скорее, они выглядят как изначальный набор инструментов, качеств, способностей и данностей, с которыми личность может взаимодействовать. Странно было бы отвергать идею ограниченности судьбы, так как она очевидна – мы имеем ограничения хотя бы в виде рождения в конкретном теле, с конкретным полом, внешностью, в конкретной семье, стране, времени. Однако, эти «предустановки» можно использовать очень по-разному – в этом и заключается абсолютная свобода личности и ее ответственность, а также ее возможность к изменениям.

6. Личность трансцендентна. Иными словами, существовать как личность – это как раз выходить за свои пределы всякий раз, когда такая возможность предоставляется судьбой или организовывается личностью сознательно. Для этих целей возникает понятие «смысла жизни». Далее хотелось бы привести хорошо подходящую сюда цитату из книги «Доктор и душа» Виктора Франкла, экзистенциального психолога и основателя направления логотерапии (терапии смыслом):

«Смысл – это стена, дальше которой мы не можем отступать, с которой мы должны смириться: этот последний, конечный смысл мы должны принять, потому что далее мы уже не можем задавать вопросы, а задавать мы их не сможем потому, что при попытке ответить на вопрос о смысле бытия сразу же выходит на первый план бытие смысла. Короче говоря, человеческая вера в смысл представляет собой, в терминологии Канта, трансцендентную категорию. Точно так же, как мы со времен Канта знаем, что бессмысленно вопрошать о категориях пространства и времени, потому что мы не можем думать, а значит, и ставить вопрос иначе как внутри уже данных понятий пространства и времени, так и человеческое бытие заведомо есть бытие к смыслу, пусть человек пока этого смысла и не знает, но у него есть нечто вроде предчувствия, предзнания смысла, и оно ложится в основу «воли к смыслу», как это именует логотерапия. Хочет человек того или нет, сознает это или нет, но, пока он дышит, он верит в смысл. Даже самоубийца верит в смысл если не жизни, продолжения своей жизни, то смерти. Если бы он не верил в смысл, он бы и пальцем не мог пошевельнуть, не говоря уж о том, чтобы совершить самоубийство.»

То есть, подводя итог, смысл жизни – это некая изначально заданная категория жизни, которая «встроена» в бытие человека и, соответственно, является его неотъемлемой частью. Проблема не с тем, есть ли смысл вообще или нет – он есть как неотъемлемая часть бытия. Проблема в том, как индивидуализировать этот смысл, то есть как среди всего многообразия смыслов обрести свой.

Именно на такие представления о личности опирается “Ось Мира”, как обучающий и консультационный проект, друзья) 

Марина Троицкая

Поделитесь с друзьями










Отправить

Оставьте комментарий