«Не принадлежа ни одной из литературных школ, сбежав от них, как сбегают из школы ребята, она всем этим школам утерла нос», – писал о Колетт Жан Кокто.
Колетт – известная во Франции писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи – европейской истории периода двух десятилетий конца 19-го века – первого десятилетия 20-го века. Это было время расцвета науки, искусства, технического прогресса. В литературных кругах Колетт слывёт классиком французской словесности. Она стала первым членом – женщиной Гонкуровской академии, а позже её президентом, кавалером Ордена Почетного легиона. И одновременно её имя связывают с провокацией, бунтарством, приверженностью идеям феминизма. Её без преувеличения можно считать не только крупной, по нынешний день читаемой писательницей, но и яркой символической фигурой женщины новейшего времени.
В нашей стране её имя могло быть известно по нескольким снятым о жизни и писательском становлении Колетт художественным фильмам, по блестящей экранизации её романа «Шери», с неподражаемыми Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом в главных ролях.
Детство и юность.
Дочь офицера, Колетт родилась 28 января 1873 в Бургундии, и выросла там, в городке Сен-Совёр-ан-Пюизе. В семье было четверо детей, Колетт была младшей. О матери известно то, что женщина была атеисткой и феминистических взглядов. Образование Колетт получила весьма приличное для обанкротившейся семьи военного в отставке, имеющего ордена и потерявшего ногу на войне.
Светила карты Колетт расположены в соединении в знаке Водолей и синтетический знак карты также имеет преобладание свойств фиксированного воздуха, то есть, личность женщины проявляется через основы знака Водолей: стремление к свободе и независимости, оригинальность идей, эксцентричность, изобретательство и реформаторство. Крест основных осей карты лежит в знаках кардинальных свойств, значит, женщина решительна и имеет высокую способность волевым усилием штурмовать цель.
Любопытным в карте Колетт является то, что соединение Солнца – Луны аспект «висячий», то есть, не имеющий аспектов с другими планетами, изолированный. Если немного расширить орбис, то можно почти считать, что на Солнце писательницы уже действует оппозиция с Ураном. Такое взаимодействие планет придало характеру женщины и её поведению спонтанности, эксцентричности и импульсивности. Поистине известность ей принесли такие черты как склонность к радикализму, крайностям. Данная оппозиция личных планет к Урану могла склонять писательницу к риску, авантюрам, абсолютной свободе, а также, провокационному поведению, приводившему к скандалам.
У данной оппозиции есть сильные стороны, она наделяет человека сильной интуицией, неординарностью в проявлении талантов, а также, решительностью и революционностью. Колетт явно и в творчестве и в жизни проявляла презрение к обыденности, серости, рутине, жадно стремилась пробудиться и пробудить других, испытывала страстное желание нового, любовь к свободе, независимости.
А соединение Солнца и Луны могло придать характеру женщины некоторый оттенок поражённых эмоций, это вероятно выразилось в поведении и качествах личности, как нарушение принципов адаптации человека, а по Луне – это пластичность, восприимчивость и податливость, в чём, вероятнее всего, не была сильна Колетт. Наряду с неровным характером Колетт могла проявлять раздражительность, имела обостренную чувствительность.
Грань между понятием свободы и анархии очень тонка, положение светил в знаке Водолея определённо давало человеку много внутренней свободы, на грани фола и асоциального поведения, вычурности. Такое балансирование «на грани» можно наблюдать в жизни писательницы Колетт.
Пристально смотрим, каково же положение Меркурия писательницы. Видим, что соединение Меркурия с очень сильным Сатурном находится в Козероге, то ум женщины и способ изложения мыслей, как инструмент писателя, должен был являть собой образчик владения ярко выраженным системным подходом, логикой, сдержанностью и рационализмом. Что же могло придать живости подобному сухому, на первый взгляд, интеллекту?
Венера писательницы, Управитель Асцендента и 1-го дома в 6-м доме, доме кропотливого и тщательного труда, мельчайших проработок, находится в благоприятных аспектах к соединению Меркурия с Сатурном. А это соединение собирает в карте наибольшее количество аспектов от планет. В том числе, Меркурий имеет дальний тригон к Плутону, говорящий о возможной популярности через безостановочную работу мысли острого исследовательского ума, особой проницательности.
Интересна квадратура к соединению Меркурий – Сатурн от Нептуна. Для Меркурия квадратура точная. Этот аспект мог примешивать абстрактности, мечтательности и непрактичности, сбивая налёт строгости, взвешенности, прагматизма и догматизма Сатурна, освобождать от скованности мысли и слова. А при столкновении «интересов» Нептуна и Сатурна, возможно, происходило смешивание чувств реальности и иллюзий, воображение могло достигать эмоционального напряжения и рождать образы.
Первый литературный опыт.
В 1893 году она вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье Виллара, известного в богемной среде под псевдонимом «Вилли». Начиная с 1896 года, Колетт пробует себя как писатель и пишет, в качестве так называемого «литературного негра», серию автобиографических романов о Клодин, которые Виллар опубликовал под своим именем-псевдонимом. Виллар заявлял о себе как о талантливом писателе, однако чтобы писать музыкальную критику в газетах, он нанимал композиторов, а чтобы создавать романы – других малоизвестных писателей. Точно также он использовал талант супруги, а когда она захотела получить деньги за свою серию рассказов, которая вдруг стала очень популярной, ей было указано на её вторичность. Муж буквально запирал женщину в комнате, используя своё влияние и авторитет, склоняя работать в «партнёрстве». Позже он ввёл жену в литературные и артистические круги столицы. Их союз был неоднозначным, но плодотворным.
Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904 году.
Марс Колетт в знаке Скорпион, 1-й дом, ближе ко 2-му дому. По поражению Марса квадратурой от Урана можно предположить, что отношения с мужчиной, мужем могут быть непростые, острые, с разногласиями и критикой, с большой вероятностью развода. Могут задеваться финансовые стороны жизни женщины, как и вопросы её личностных ресурсов. А по положению Солнца в знаке Водолея, мужчина для этой женщины должен был явиться, к тому же, и оригиналом. Как и случилось в судьбе Колетт.
Можно предположить, что «крепкие объятия» Сатурном Меркурия писательницы, то есть планеты – выразительницы идей и глашатая пишущего человека, могли давать чувство скованности женщине и творчески и в жизни, мужем – «старшим по званию», кем является мужчина, старший по возрасту, олицетворяемый Сатурном. К тому же Виллар был более опытный и зрелый в литературных вопросах человек. Интересно, в этом ли соединении кроется момент сложности самовыражения. Первый роман издаётся в год, когда Колетт исполнилось 27 лет, самостоятельно она начинает печататься в 31, то есть первый период возвращения Сатурна явился знаковым для творческого прорыва.
Роман о Клодин, сделавший Колетт известной.
Первая книга автобиографического романа о юности Колетт, подписанного именем Виллара, появилась в 1900-м году. Этот роман в новом для того времени стиле устроил скандал, отсюда его феерическая популярность.
Цикл «Claudine» состоит из четырех романов, рассказывающих о взрослении девушки по имени Клодин. Сюжетная линия не замысловата и внешне проста. Клодин, девушка 15-ти лет, живет в Монтиньи со своим отцом, который мало заботится о воспитании дочери. Она посещает деревенскую школу, переживает маленькие события и приключения каждого дня, и они описаны в книге, представленной как дневник девочки. Её повседневная жизнь, прогулки с приёмной сестрой Клэр, истории полны милой наивности переживаний юности.
В последующих книгах, Клодин вступает в брак с мужчиной, который ей изменяет, а затем сама начинает ему изменять с другой женщиной. Кроме того, в книге героиня предпочитает носить мужскую одежду и открыто признает свой интерес к обоим полам. Серия стала невероятным хитом среди французских домохозяек и интеллигенции, настолько, что в магазинах стали появляться духи, фасоны блузок, шляпки, сорта мыла, школьная форма и даже сигары по мотивам книг. Шокирующие подробности жизни героев романов держали публику в напряжении, люди ждали выхода новых романов.
Женщина пишет свой автобиографический роман, строя сюжет на домашней, очень понятной всем действительности – вероятно, в этом можно увидеть энергию столь сильно перегруженного, и планетами и аспектами, 4-го дома знака Рак, сигнификатора дома. Управитель 4-го дома Сатурн в 4-м, в обители в Козероге. То есть, вопросы дома, родового гнезда, наследия в жизни такого человека занимает центральное место, сильны его традициями во всех смыслах. А исследование вопросов частной жизни смогло стать средством для популярности писательницы.
Поиск своего лица и стиля, взросление, скандальность.
Постепенно отдаляясь от мужа и ища собственный путь, а также и в поисках заработка, Колетт с 1906 года стала выступать в труппах мюзик-холла Мулен Руж, в театре Мариньи. Это был очень дерзкий шаг. Колетт ищет свой стиль, примеряя новые роли на себя, рискуя быть не понятой и ведя себя чрезмерно раскованно. Она развелась с мужем, пережила несколько романов с известными мужчинами и женщинами полусвета.
Специально под Колетт знаменитый танцовщик Жорж Ваг поставил ряд танцев-пантомим, коротких балетов без классической хореографии, полных эротического подтекста. Труппа ездила с гастролями по маленьким городкам. Залы гудели, газетные критики рукоплескали. Известен случай, как откровенный поцелуй Колетт с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» в постановке 1907 года на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции.
Позже, появятся 4 тома статей, посвящённых театру. Опыт театральной жизни отражен в психологическом романе «Скиталица» (1910).
Марс в карте женщины – планета восходящая, очень значимая. Отличительные особенности Марса в 1-м доме карты человека – честолюбие, способность к тяжелому труду, жажда признания и аплодисментов. У неё была любовь к физическим нагрузкам и другим видам закалки, отсюда, желание заниматься пластикой и успешная реализация в пантомиме. Её Марс требовал абсолютной личной свободы, не терпя вмешательства в свои дела. Про Колетт можно сказать, что она та, кто действовал и достигал результатов. Энергичная, мужественная, часто нетерпеливая, она упорно проводила в жизнь свои планы, несмотря на сопротивление других, критику и часто, отторжение её поступков.
Управитель 5-го дома творчества Уран размещен в 10-м доме высшей реализации и карьерных достижений женщины, а также, Уран в ярком аспекте квадратуры с Марсом в 1-м доме. Уран также выделен благоприятными аспектами к Лунным Узлам карты, указывая на свою значимую роль в судьбе, как разрушителя устоев, носителя революционности и инноваций в словесности творчества писательницы. По дисгармоничной связи 1-го и 10-го домов можно сказать о сложностях в достижении успеха, но о том, что такие возможности есть.
Роль дебютного произведения выпала книге «Диалоги животных», а некоторое время спустя Колетт выпускает свой самый популярный роман «Неприкаянная». Незаурядность дарования Колетт, склонность к тончайшему анализу чувств, к отточенному стилю проявились в романах «Сентиментальное отшельничество» (1907) и «Развращённая наивность» (1909). Колетт ещё дважды выходила замуж. В 1912 году её мужем стал политик и журналист, барон Анри де Жувенель, у них родилась дочь. В 1935 году она выходит замуж за Мориса Гудеке, который после смерти писательницы написал о ней биографическую книгу. Каждое из замужеств Колетт могло стать сюжетом для романа, столь своеобразно и эксцентрично разворачивались события её жизни.
Вероятно, можно сказать, что расположение Нептуна в 7-м доме партнёрства женщины, могло повлиять на то, что истории любви Колетт складывались авантюристично. Личная жизнь писательницы отчасти была по-нептуновски скрыта вуалью туманности, неясности и неразберихи, отчасти, оглушала скандальностью. В деловых союзах и соавторстве она могла быть изменчивой, непостоянной. Нептун своим расположением мог отразиться на связях женщины, внося хаотичный и неупорядоченный характер. К тому же, как Управитель 6-го дома в 7-м Нептун мог влиять на подчинённое положение женщины в добровольном служении своим партнёрам.
Известны факты, что во время 1-й мировой войны Колетт была репортёром, помогала раненым.
Многие годы она дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Колетт была дружна с особами королевской крови, многими известными людьми своей эпохи.
На время 2-ой мировой войны писательница переселилась в деревню, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда», (1946). После войны она поселилась в Пале Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-е годы.
Интересна цепочка аспектов, несущая, как мне кажется творческую искру, посредством связи Марса, получившего дерзкий допинг от Урана, через благоприятные аспекты и связь через социализацию по ретро-Юпитеру к Нептуну в 7-м доме партнёров, как поддержки, так и врагов и критиков, сделавшей Колетт популярной. А Нептун квадратурой к соединению Меркурия – рупора любого писателя и главной планеты его – с Сатурном, низводит импульс Марса до творческой деятельности ума.
Претензии на скандальность, сумасбродство писательницы и желание шокировать своим поведением, вероятно, могут объясняться нам квадратурой Уран – Марс. Марс в 1-м доме личности и Управитель 7-го дома, а Уран является Управителем 5-го дома и определённо отвечает в данной карте за область творческого самовыражения, манифестации эго человека, непростых романтических отношений женщины. Экзальтированность, странность и парадоксальность писательницы в отношениях видится как следствие влияния этого аспекта. Вероятно, здесь же кроется её решительность и смелость в творческих вопросах.
Признание и заслуги.
Критики отмечали, что Колетт как писательнице, чужда сатира и глубокий критицизм. Она ограничивается узкими рамками житейского опыта, любовных переживаний героев, мир которых так беден, что порой она показывает его через восприятие домашних животных, так был написан роман «Мир среди зверей» (1916).
Об особенностях её писательского дара отзывался старейшина французской литературы Ролан Доржалес: «К счастью для читателя, Колетт рано поняла, что высшая изысканность – в простоте». Таким причудливым образом, в личности Колетт – писателя соединялись простота литературного языка и вычурность натуры человека.
Лилит в знаке Лев могла искушать и провоцировать человека на злоупотребления властью, вызывая из небытия именно по части творчества демонов тщеславия и самолюбования. А по расположению в 11-м доме Черная Луна искажает стремления и идеалы человека, его представления о счастье. У писательницы могли быть трудности с социумом, с друзьями и адекватной оценкой собственного творчества.
Критика же общества, как в житейских вопросах, так и в творчестве, могла быть очень сильной и болезненной для Колетт, на это нам указывает Меркурий в соединении с сильным Сатурном в обители, но в итоге она являлась на пользу деятельности писательницы.
С 1922 года Колетт была приглашена возглавить жюри основанной в 1921 году Анри Лапозом французской литературной премии «Ренессанс». В 1950 году она была председателем жюри «Большая премия за лучшие романы полувека».
Время национального признания таланта Колетт наступило в послевоенные годы. В 1948-1950 годах вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии в 1945-м году, в 1949-м году стала её президентом. Знаменательно то, что писательница стала первой женщиной членом академии в истории данного литературного общества! Колетт избирается Членом Королевской академии французского языка и литературы Бельгии. В 1953 году писательница становится Кавалером Ордена Почётного легиона. В 1966 году площадь в Париже перед зданием Комеди Франсез была названа её именем.
Возможность достижения общественного признания могла стимулироваться секстилем от Марса к Юпитеру из 1-го дома к 11-му. Жизненное благополучие в результате большой работы и деятельности, а также, способность вести за собой, воодушевлять и увлекать своей жизненной философией, объединять людей вокруг своей идеи – все эти мощные импульсы могут заключаться в данном аспекте. Высокая работоспособность, лежащая в основе труда писательницы, уверенность в победе своих идей привели к высокой популярности. Но признание давалось большим трудом с невероятными препятствиями – орбис секстиля находится на грани и почти уже «не работает» в пользу человека.
Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. На Бродвее длительный успех имела пьеса по роману Колетт «Жижи» в заглавной роли с Одри Хепбёрн. Существует мнение, что актриса стала популярной через эту роль, была замечена. Поставленный В. Минелли одноимённый музыкальный фильм с великим Морисом Шевалье вышел в 1958, и получил девять премий Оскар.
О жизни и творчестве Колетт снято несколько художественных фильмов. Последний фильм 2018-го года «Колетт» режиссёра Уоша Уэстмоленда, в котором в роли Колетт снялась Кира Найтли.
Слава писательницы была настолько велика, что после её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны, в то время как католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей, как разведённой. Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.
Признание, вероятно, поддерживается тригоном Юпитера в 11-м доме Управителя 3-го, где формируется писательство, к Нептуну в 7-м, Управителю 6-го дома, служения делу, кропотливой работы и творчества рук и ума. Эта цепочка аспектов обязательно выходит на Меркурий писательницы!
«Жизнь – странная вещь: мы всё время на глазах у других людей, но увидеть нас такими, какие мы действительно есть, они не смогут за всё время жизни», – писала Колетт.
Диана Кузьмина, выпускница университета «Ось Мира»