Блог

Исследование: Рабиндранат Тагор

«Я бреду с лампой в руке, а мне нужно, чтобы во мне был свет».

Р. Тагор

 

Рабиндранат Тагор — поэт, прозаик, музыкант, художник, общественный деятель Бенгальского Возрождения конца 19 — начала 20 века, оказавший большое влияние на индийское искусство и литературу. В 1913 году он стал первым не европейцем, удостоившимся Нобелевской премии. Его наследие огромно и составляет сотни стихов, десятки рассказов и 8 романов, темами которых были деревенский быт, проблемы общества, конфликт поколений, религия. Поэтические композиции Тагора стали гимнами государств Индия и Бангладеш.

«Аристократом-художником» называл его Джавахарлал Неру, ибо поэт всегда оставался эстетом и индивидуалистом даже в буре всенародной освободительной борьбы.

«Я – отверженный, я мантр не шепчу.

Мантра моя от замкнутой двери святилища

К земному ушла окоёму,

За любые ограды,

К звёздам небесным,

В лес, к цветущим прогалинам,

По терниям скорбной дороги

Встреч и разлук, всех любимых и любящих».

Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 года в Калькутте в многодетной семье землевладельца – брахмана. Отец часто совершал паломничества к святым местам, путешествуя по стране. Мать умерла, когда мальчику было 14 лет. Находясь в авангарде культурной и общественной жизни, семья Тагора регулярно устраивала театральные и творческие вечера, увлекалась национальной и западной классической музыкой. Дети воспитывались в передовых традициях времени, стали знаменитыми образованными людьми. Род Тагоров также прославили старшие братья, ставшие философами, драматургами и общественными деятелями, а также сестра, известная в Индии писательница-романистка. Рабиндранат занимался гимнастикой, борьбой и плаванием. Изучал изобразительное искусство, анатомию, историю, географию, литературу, арифметику, санскрит и английский язык. В поездках с отцом по предгорьям Гималаев, мальчик много слушал пение священных текстов в многочисленных древних храмах.

В юном возрасте Рабиндранат сочинял пьесы в соавторстве с братьями, некоторые из них демонстрировались на творческих вечерах в родовом особняке. В 16 лет Тагором написаны 6 стихотворений и поэтический роман, который он выдал за утраченное творение вымышленного автора XVII века. Тогда же юный писатель дебютировал в жанре рассказа, опубликовав на бенгальском языке миниатюру «Женщина-нищий» («Бхихарини»). Поскольку отец желал, чтобы младший ребёнок стал адвокатом, то в 1878 году Рабиндранат поступил в Лондонский Университетский колледж и в течение нескольких месяцев изучал юриспруденцию. Нелюбовь к формальному образованию заставила молодого человека бросить науку и посвятить себя чтению. В Англии Тагор познакомился с творчеством Шекспира и проникся фольклорными традициями Британии.

В 1880 году юноша вернулся в Бенгалию и начал регулярную публикацию собственных стихов, романов и рассказов, написанных под влиянием европейских традиций, что стало абсолютно новым явлением в брахманской классической литературе. Рассказы Тагора публиковались в журнале, а затем были изданы отдельным трехтомником, содержащим 84 произведения, в которых писатель рассуждал о современном мире с характерными новомодными тенденциями, играх разума, несчастной жизни простых людей.

С 1908 года Тагор работал над произведениями, вошедшими в сборник «Гитанджали», что в переводе означало «Жертвенные песнопения». 157 стихов были посвящены отношениям между человеком и Богом, раскрывавшимся посредством простых и понятных образов. Структурный минимализм делал строки запоминающимися, вследствие чего их начали использовать как цитаты. Сборник был переведен на английский язык и издан в Европе и Америке.

В 1913 году автора «Гитанджали», сборник был переведён Тагором на английский язык, удостоили Нобелевской премии в области литературы за изящное повествование, образное мышление и исключительное мастерство. В 1930-х годах Тагор экспериментировал с различными литературными направлениями. Он пытался добавить к классической бенгальской поэзии ноты модернизма. Позже автор опубликовал несколько эссе с исследованиями в области биологии, астрономии и физики, а также сочинил ряд стихов и рассказов, где лирика переплеталась с академическими знаниями.

Тагор явил миру не только писательский и поэтический талант, он стал автором более 2 тысяч песен, начиная с молитвенных гимнов и заканчивая народными и лирическими мелодиями. Композиторская сторона творчества Тагора неотделима от литературной деятельности.

Некоторые тексты Тагора стали песнями после смерти автора. Так, в 1950 году его стихотворение стало словами индийского национального гимна, а в 1970-м строки произведения «Амар Шонар Бангла» выбрали для официальной музыки государства Бангладеш.

Общественная и политическая активность Тагора не менее знаменита. В начале 1900-х годов поэт основал приют мудрецов, куда входили школа, молельня, обширные территории с зелеными насаждениями и библиотека. В то же время он становится защитником революционного деятеля Тилака и организует движение «Свадеши», протестовавшее против раздела Бенгалии. Он не был сторонником кардинальных экстремистских мер, а выступал за изменения через образование и мирное просвещение. В 1921 году на средства, собранные по всему миру, Тагор построил «Обитель Благосостояния», призванную помогать деревенским жителям. А в 1930-е годы писатель обратился к социальной проблеме кастового деления. Благодаря высказываниям о клане неприкасаемых на лекциях и в собственных произведениях он добился для них права присутствия в знаменитом Храме Кришны, расположенном в Гуруваюре.

В 1940 году поэт лично познакомился с Махатмой Ганди, лидером движения за независимость Индии. Тагор много путешествовал по миру, изучал различные религии, знакомился с великими иностранными современниками. Освещалась прессой также встреча Тагора с Альбертом Эйнштейном в Берлине. Писатель негативно относился к проблеме национализма, рассуждал о ней во время лекций в США и Японии, а позже посвятил этой теме публицистическое произведение. Резкую критику Тагора вызвало нападение Германии на Советский Союз, он осуждал политику Гитлера и верил в возмездие за кровавые деяния и торжество справедливости.

А теперь посмотрим, из каких характеристик соткана личность поэта с точки зрения астрологической.

В представлении миру Тагор демонстрирует себя как носитель черт знака Рак, его Асцендент в знаке Рак и отсюда берет начало воспевание Родины, своего народа, благоговение перед его традициями, судьбой и местом Индии в мировом устройстве. Тема Родины – ведущая в творчестве, как и тема семейных ценностей, глубоких процессов, лежащих в традициях Индии. И Управитель Асцендента Луна располагается в карте на самой вершине, соединяясь с точкой высшей реализации личности.

Главные оси структуры личности поэта лежат в кардинальном кресте, что говорит нам о том, что характер опирается на качества первопроходца с большой способностью открывать новые грани мира, овладевать новыми и волнующими сторонами жизни. Человек подобной «системы координат» энергичен и предприимчив, полон энтузиазма и творческого подхода.

Фигура Джонса как стиль реализации характера Тагора представляется нам «Связкой». Символически планетами в карте заполнена зона «Ребёнка», то есть человек выражается в мир энергией переполненности определёнными качествами: радостным упоением, молодой инициативностью, общительностью, эмоциональностью, радостью приобщения к миру материальных красот и обладания жизненной силой. Выглядит так, что Тагор-поэт полностью сосредоточен на символизме выделенных планетами знаков и реализуется их качествами, в нашем случае – Овне, Телец, Близнецы. Элементы назидательности, пророчеств и исследования причин страданий выглядит несколько вытесненным за пределы области наблюдения автора.

Похоже, что на это же указывает и положение Нептуна в карте поэта, не аспектированного связями с личными планетами. Тагор – не мистик, не пророк, и не певец потустороннего, он воспевает радость земной жизни и любви. И разговор с Богом у Тагора происходит через призму земных понятий.

В данной карте поэта и художника Нептун не задействован. Вероятно, как Управитель 9-го дома в знаке Рыб в 9-м доме Нептун мог придать характеру человека религиозности, способности вести за собой других, вдохновить их на действие. Человек стал принятым авторитетом и через искусство стал хорошим учителем и проповедником. (В случае рассмотрения альтернативного времени рождения Тагора, Нептун оказывается Управителем 10-го дома в 10-м, что тоже говорит об успешной реализации предназначения и важном положении Нептуна для творческой судьбы человека).

Нептун без аспектов может указать на разнообразные способности в области искусства, творческую потенцию и духовность, которые бывают очевидными уже в детстве и могут привести человека к славе, но проявиться способности могут в более позднем возрасте. Нептун «в шахте» мог одарить поэта необыкновенно чистой интуицией, тонкостью восприятия, чувствительностью, на которую как будто не влияет неблагоприятная внешняя среда. Человек становится хранителем тайного знания, духовных сокровищ, которые до времени должны быть сокрыты от окружающих.

Жизненным курсом карты рождения Тагора по оси Лунных Узлов можно назвать движение к постижению мудрости знака Козерог: от уже переполненной чаши глубин познания 12-го дома в знаке Рак к 6-му дому служения, через труд и ремесло, доводя его до совершенства. Душа поэта уже несла в себе глубокий опыт чувствительности, интуитивности, развитого воображения, артистизма, мечтательности, способности получать информацию от невидимых помощников человека, ушедших предков и наследия по знаку Рак. Этот человек был наделён свойствами чувствовать и понимать внутренний мир людей, видеть пророческие сны, быть музыкальным и художественно утончённым. И Тагор чутко следовал жизненной программе, приходя к активной позиции в жизни общества, найдя способы влияния на жизнь народа, волнуясь судьбами страны. Художник смог реализовать и профессиональные амбиции, как и следует знаку Козерог, с честью пронёс идеи заботы о всеобщем благе, ища пути к процветанию народа и любимой страны.

Лунные Узлы сильно аспектированы светилами поэта, очень выделены. Аспекты ЛУ к Солнцу, вероятно, создали дополнительные условия для привилегий и толчка к успеху, так как благоприятные аспекты помогают человеку оказываться в нужное время в нужном месте, даруют изобилие, позволяют встречаться и взаимодействовать с важными персонами. Может создаться ситуация попадания в мейнстрим.

Квадратура ЛУ к Луне поэта могла создавать фон для работы души человека по уравновешиванию собственных эмоций, стабилизации ума и умению справляться с получаемыми впечатлениями.

Синтетический знак карты Тагора – это знак Тельца, ибо именно «фиксированные земные» характеристики преобладают в карте рождения. Тельцовская чуткость к красоте мира, чувствительность и, одновременно, фундаментальность и привязанность к форме очень ярко выразились в творческих способностях поэта. Телец управляется Венерой и человек подобной «сборки» склонен к философии и выступает как миротворец, он практичен и ему необходимо видеть конкретные результаты своих усилий. Думается, таков был Тагор — Тельцовская натура стремится к духовной истине через овладение материальными ценностями и через осязаемые формы. В таком человеке ценна преданность, он эмоционально постоянен и в свойственной ему мягкой силе люди ищут и находят поддержку.

Видя Солнце Тагора в знаке Телец, сразу хочется отметить соединение с Венерой, в её прекрасной обители. Этот аспект «сожжения» Венеры Солнцем в знаке Телец, стал, вероятно, звёздным для поэта. Соединение Солнца и Венеры в знаке Телец – это буйство силы чувств, оптимизма, щедрости, радости бытия и художественности чувствования мира, его красот и гармоний. Вероятность для поэта через это соединение стать баловнем судьбы, реализовалась, одновременно и по квадратуре этого соединения к Юпитеру, как неумеренный оптимизм или чрезмерная мятежность, свободолюбие, азартность и эксцентричность. «Сожжение» Венеры – явление сложное для характера человека. Очень тонка грань между вероятностью самовосхваления по сильному эго Солнца или отказа от чувств и творческого самопроявления, до наличия исключительных талантов в искусстве и творчестве. Вероятно, Венера в обители в благости настолько сильна, что это спасает ситуацию. В поэзии Тагора даже чрезмерность и идеализация чувств оказываются на своём месте, становясь высочайшим романтизмом.

«Ты знаешь, брат, где рай? Там нет оград.

Куда ни устремишь ты взгляд,

Пространства нет у рая,

Начала нет и нет конца и края,

Ни дна, ни четырёх сторон,

Ни дня, ни ночи нет, ни годовых времён.

Воздушным шариком, пустою тенью

Витал я в том раю,

Но шли века, сменялись поколенья,

И вот родился я, обрел земную плоть мою.

Рай воплощен в моем горячем теле,

В моей печали, в нежности, в веселье,

В моей любви,

В моем стыде, в моем труде, в бушующей крови,

В волнах моих смертей, моих рождений,

В игре всех красок, всех цветов, в оттенках, в свете, в тени.

Он влился в песнь мою.

Теперь не я в раю —

Моей души он заполняет лоно,

Он смотрит благосклонно с небосклона.

И раковиною гудит небесный свод,

А даль семи морей в литавры гулко бьёт.

Раскрылись лепестки бутона,

Листва, лучи, ручьи, ключи дрожат, текут бессонно.

Из лона матери земной мой появился рай,

И волны ветра эту весть несут из края в край».

В карте Тагора – это видится как самый выразительный аспект и, как мы видим из истории жизни и творчества великого поэта, как расточительность, любовь к роскоши, склонность к экстравагантности по квадратуре Солнца и Венеры к Юпитеру, реализовались как богатое воображение и выражение через художественные способности религиозных и философских идей. А также, вылилось в бесстрашие слова, решительность, прямота и откровенность, без которой не было бы проникновенности и честности текстов!

Луна Тагора в знаке Овен, такое положение Луны может послужить для раскрытия писательского таланта (Луна в 10-м доме), как и послужить для перемен рода деятельности человека. Непостоянная, эмоциональная, импульсивная натура у такого человека, часто не обдумывает последствия своих поступков. Природа обладателя «огненной» Луны пылкая, хотя вспышки кратковременны и скоро забываются. Часто это очень независимые люди, упорно идущие своим путем, невзирая на то, правилен он или нет и они не терпят вмешательства других. Идеализм в отношении к миру у таких людей также может быть велик, и они могут быть призваны раскрыть другим свой душевный мир, через романтизм, что их очень украшает. Стремление к литературному творчеству может объясняться и тем, что душевность Луны в Овне не сильна и слишком резка в обычных жизненных проявлениях, а талант письма помогает раскрыть ее опосредованно. Кроме естественного романтизма и внутреннего энтузиазма Луна в Овне может наделить и хорошим чувством юмора пишущего человека.

«Огненный» тригон Луны и Юпитера одарил поэта жизнерадостностью и оптимизмом, щедростью души, благородством, добротой и глубоким пониманием гуманности, способностью сочувствовать и сострадать. Общительность, дружелюбие, способность идти навстречу, а в ответ на реализованные качества – популярность, успех в жизни и делах, материальный достаток, пришли к Тагору через этот прекрасный аспект. Этот же аспект мог наделить поэта музыкальностью, так как он встречается в картах музыкантов.

Так выразительно отозвались энергии светил в карте поэта через сильную аспектацию с Юпитером. Приветливость, природное обаяние, любовь к людям и романтизм очень хорошо слышны в строках творчества поэта. Задушевность, нежность чувств, постоянство и упорство в стремление помогать, утонченность, талант во всех сферах творчества, любовь к искусству, хороший вкус и стремление к совершенству – эти прекрасные качества сполна реализовались Тагором в его долгой и насыщенной жизни, в его произведениях.

«Листок цветку поведал в роще сонной,

Что страстно в свет влюбилась тень,

Цветок узнал о скромнице влюблённой

И улыбается весь день».

В ведическом священном писании «Упанишады» сказано: идее, чтобы обнаружить себя, требуется форма. Для Тагора изначальной и естественной формой самовыражения всегда была поэзия.

«Поэзия и искусство, — пишет Тагор, — утверждают глубочайшую веру человека в его единство со Вселенной, и конечная истина — это истина человека… Искусство дарует человеку свободу вечности, через которую он познает свою подлинную перспективу… Цель искусства — помочь человеку подняться над тяготами повседневности и на крылах свободы взлететь в вечное».

Говоря о поэтическом, писательском даре, нельзя обойти и положение Меркурия человека в карте, ибо эта планета властвует над речью, аналитикой, умом и логикой, умением связывать причины и следствия. Интеллектуальные особенности поэта смотрим по Меркурию, который находится в знаке Телец и в тригоне к Сатурну. Меркурий в 1-м гардусе знака Телец, то есть ещё не очень освоившийся с «земными» характеристиками.

Тригон Меркурия к Сатурну, вероятно, мог благоприятствовать писательскому таланту, давая по данному аспекту практическую хватку, умение видеть мелочи, обстоятельность в ручном труде, навыки точной работы. Меркурий как Управитель 3-го дома в 10-м доме карты мог позволить Тагору сделать карьеру посредством издательской деятельности и умелой работы рук.

Вот на этом моменте хочется упомянуть об удивительнейшей странице в жизни поэта!

Почти в 70 лет Рабиндранат Тагор открыл для себя живопись, и последующие годы посвятил себя рисованию. «Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», — говорил Тагор. «Я поддался чарам линий…» Живописи он не учился, а рисовал, как чувствовало сердце. Его кисти принадлежат около 3 тысяч картин и рисунков, неоднократно выставлявшихся на родине и в других странах. Он пробовал себя как художник-реалист, примитивист, импрессионист. Его творения отличаются нетрадиционным подбором цветов, который исследователи связывают с дальтонизмом, и правильными геометрическими силуэтами, следствием увлечения точными науками.

Витиеватыми узорами Тагор заполнял зачеркнутые места на страницах своих рукописей. Постепенно помарки на его страницах стали организовываться в ритмические повторы. В итоге эти узоры вылились в картины, а в Индии появилось новое течение в искусстве. Тагор пришел к живописи достаточно необычным путем — эстетичный во всем, он не терпел помарок на своих рукописях. Говорил, что они похожи на «одиноких цыганок в поисках табора», что они жалобно молят поэта спасти их от ненужности. Так появилась его живопись.

После парижской выставки картин Тагора в 1930 году газеты писали: «Это живопись в чистом виде, абсолютно искренняя и совершенно свободная от художнических штампов».

Тагор писал в то время: «Мой самый интимный дар вам — это мои картины, и я надеюсь, что через них мы действительно узнаем друг друга. Только эта надежда и побудила меня выставить их. Для самого меня их основная ценность в том, что они дают мне возможность прямого общения с европейскими народами. Я хочу надеяться, что мои картины станут посланцами мыслей между нами и вами и приблизят нас к гармоничному пониманию друг друга». Тагор утверждал, что его картины — это стихотворчество в линиях.

По-видимому, опираясь на свой Юпитер в аспектах со всеми личными планетами (кроме Меркурия), Тагор смог высоко пронести и продолжить великую традицию индийского гуманизма. Поэт упрямо верил в идеал всечеловеческого братства, волей судьбы стал одним из первых посланцев Востока на Западе, он был гражданином мира в самом высоком и подлинном смысле.

Диана Кузьмина, выпускница 1 курса университета «Ось Мира».

Поделитесь с друзьями










Отправить

Оставьте комментарий