Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. И здесь мы встречаемся с понятием социальной роли человека, то есть некоего ожидаемого от него поведения в зависимости от того, что это за группа и каково место человека в данной группе. Место человека в группе иначе называется «статусом».
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальные роли в большей степени связаны с личными планетами, с их внешней реализацией. То, как они реализуются именно у нас – покажут дома, связанные с конкретной социальной группой. Юпитер и Сатурн покажут наши потенциальные способности встраиваться в разные социальные группы и занимать определённое место в иерархии. Социальный статус обычно определяется как положение человека или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.ие статусов
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины нередко обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д. Вопросы о подобных иерархиях очень дискутивны, не имеют однозначных решений и часто являются одним из основных источников как социальных, так и психологических проблем. Именно поэтому внешняя ориентация на «место в жизни» не приносит в итоге настоящего удовлетворения, не может быть она и основой для полноценного развития личности. Ориентируясь на внешнее место в социальной иерархии, люди часто отклоняются от того, что является полезным и даже необходимым для них по их изначальной природе.
Здесь мы неизменно сталкиваемся с диалектической проблемой «личность – внешняя среда». Что формирует нас больше – наша базовая основа личности или среда, которая нас окружает? Ответ не может быть однозначным. Только с недавнего времени научный мир приходит к выводу о том, что у человека все-таки есть нечто «самостийное», что он не рождается «чистым листом», а приходит в мир с определенной программой (которая сейчас определяется как генетическая). И уже на ее основе начинается формирование того, чтобы мы считаем личностью непосредственно – через опыт, воспитание, личные усилия и так далее.
К сожалению, не имея прямых доказательств работоспособности астрологии в рамках существующей научной парадигмы, опытным путем мы все же знаем – программа личности больше статуса и порой сильнее воспитания. Но почему? Внешний мир (в том числе и в рамках воспитания в виде наших родителей и учителей) не имеет точной информации о том, кто мы есть по своей информационной природе, в чем наш замысел. Если, конечно, среди этих людей из внешнего мира случайно не оказалось астрологов, но и это не гарантия)). Поэтому внешний мир предъявляет нам свои требования и ожидания ИЗ СВОИХ ЦЕЛЕЙ и программ. Они могут быть созвучны нашим, а могут и сильно расходиться с нашими.
Особенно это расхождение будет выражено тогда, когда в карте человека ослаблены или поражены социальные планеты – Юпитер и Сатурн. Особенно, если последние имеют напряженные аспекты со светилами. Тогда человек будет воспринимать себя либо как:
– идущего против трендов, вопреки трендам – напряженный Юпитер. Такое состояние дает выраженую конфликтность, ощущение непринятости социумом на сознательном (наличие аспекта с Солнцем) или подсознательном (наличие аспекта с Луной) уровне.
– находящегося во враждебных рамках, сформированных внешним миром по отношению к его личности, от которых, условно, не пошевелиться, иначе следует серьезное наказание. Так влияет Сатурн, имеющий напряженные аспекты к светилам в карте.
В данных ситуациях попытки следовать общим правилам будут либо приводить к цепочке «бурный восторг и завышенные ожидания – конфликт в связи с нереализованностью ожиданий – разочарование» (Юпитер), либо же к цепочке «страх пробовать – попробовал как «все» – получил наказание – еще больший страх пробовать когда-либо что-то» (Сатурн). Поэтому в таких случаях особенно важно понять, как можно индивидуально, с учетом всех своих личных особенностей либо встраиваться в интересующие группы, либо отказаться от этого вовсе и понять, как можно получать «групповые бонусы» другим способом, либо взаимодействовать с социальными иерархическими структурами только лишь какой-то своей частью, признавая другую часть особенной и работая с ней по-особенному.
Поэтому мы приглашаем вас в индивидуальное путешествие по поиску замысла своей судьбы на курсе “Предназначение”.
(с) Ось Мира