Переступив порог любительской журнальной астрологии, многие в первую очередь узнают, что помимо Солнца в карте человека есть еще много планет. Причем не менее, а порой и более важных, чем Солнце (“знак Зодиака” в журнальной астрологии). В действительности огромную роль в судьбе человека часто играет Луна. Недаром в индийской астрологии в карте смотрят прежде всего на Луну и только потом на Солнце и другие показатели. Луна – это наша психика в ее целостном варианте, наши реакции, наша способность чувствовать жизнь. Иными словами, это наша бессознательная призма, через которую мы оцениваем качество жизни в целом.
В психоанализе считается, что характер человека формируется до 6 лет. При этом наиболее яркие паттерны могут фиксироваться как черты характера в “допамятную эпоху” – до 2-3 лет. И особенно сильно – в постнатальный период, то есть период сразу после рождения и в период младенчества.
Что мы можем сказать о ребенке в отношении его взгляда на мир? Любые эмоции для него чрезвычайно сильны. Для маленького ребенка и тем более для младенца жизнь – лишь череда эпизодов чрезвычайно интенсивного опыта. Смысл этого опыта – развитие и адаптация растущего человека к окружающему миру.
Эти программы, приобретаемые в процессе адаптации и приобретения опыта – лунные по своей сути. Они прорастают в нас в виде самых базовых черт характера, в виде бессознательных установок, базовых потребностей и других основных и при этом трудно понимаемых через интеллектуальное восприятие элементов личности. Это то, с чем так сложно работать сознательно. Мы бы и не хотели, например, раздражаться на шумного соседа, но шум травмирует нас, заставляя взбрыкивать от мощной внутренней реакции. Мы бы, может, и не хотели бы гнать по дороге во весь опор, крича на тормозящих водителей, но что поделать, если Луна в Овне, да еще и напряженная? Когда-то что-то “включило” нашу такую Луну. Когда-то этот эмоционально-телесный опыт запечатлелся, и теперь бежит впереди паровоза тогда, когда ситуация чуть накаляется. И психика реагирует быстрее, чем мы успеваем сообразить.
Автономность, независимость и самостоятельность ребенка — результат его развития. Но в первые месяцы жизни он живет (воспринимает окружающий мир и себя, передвигается в пространстве, удовлетворяет свои потребности и пр.) только в своем непосредственном взаимодействии с близкими взрослыми. Только родившийся ребенок уже может узнать свою мать по звуку голоса, запаху и вкусу молока, а сразу после родов, если нормально себя чувствует, пристально смотрит матери в лицо, запечатлевая его в глубине памяти – это инстинктивная программа импринтинга (запечатлевания), существующая у млекопитающих и птиц.
Ребенок учится, подражая взрослым. Подражание животного всегда ограничено пределами его собственных возможностей, поэтому оно не может научиться ничему новому через подражание. У ребенка, наоборот, с помощью подражания возникают новые для него действия, которые раньше никогда не встречались в его опыте. Поэтому маленькие дети многому учатся именно через бессознательное пока подражание взрослому. Таким образом мы, посредством импринтинга, “считываем” аспекты личности тех, кто нас окружает – они прорастают в нас в виде совершенно бессознательных паттернов. Эти паттерны оказываются в основе наших так называемых “предличностных форм” психики.
Когда говорится, что Луна в карте ребенка – это его мать, то, конечно, не имеется в виду, что это мама в виде конкретного человека такого-то знака (как Луна). Хотя порой бывает и такие резонансы. Луна означает мать именно в смысле того, какой опыт “считан” ребенком прежде всего из своего близкого окружения, благодаря этому самому импринтингу. В этой серии постов мы будем рассматривать разные Луны с разных ракурсов.
Автор: Марина Троицкая для проекта «Ось Мира»