Этот вопрос поднимается часто как на консультациях, так и в процессе обучения астрологии. Что интересно, как правило, вопрос о том, а что понимается под судьбой, вызывает иногда даже удивление. Нередко сейчас наблюдается отторжение понятия “судьба”. Считается даже, что плохо верить в некий рок свыше, и поэтому люди ориентируются на «позитивное мышление» и верят в абсолютную независимость в вопросах выбора. При этом забывается «на бегу», что рождение в конкретной стране, в конкретное время, в определенном теле и у определенных родителей уже обозначает достаточно конкретное пространство реализации. Судьба стала чуть ли не ругательным словом. Попробуем немного разобраться в самой сути понятия «судьба».
Само слово «судьба» происходит от праславянской формы *sǫdьba, производное от корня *sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба». Суд Божий – понятие, наиболее полно разработанное и раскрытое в христианстве, предваряет собой наступление Царствия Небесного. То есть судьба в данном контексте – это то, что предстоит жизни вечной, освобождению человека от зла и горя, очищению жизни и обретению справедливости в бытии. Иными словами, жить по судьбе – это выбрать такой способ самопроявления, который как можно быстрее приближает человека к небесному, божественному уровню сознания. Так почему же так отторгается понятие судьбы? Почему такая нелюбовь к этому явлению?
Можно предположить, не претендуя, конечно, на полное раскрытие темы, что причин здесь несколько:
1. Не кажется «приятным» само слово «суд». В природе человека придавать любому явлению антропоморфные черты. Судебная система в человеческой цивилизации во все времена была источником страданий для какой-то части людей. Сколько осужденных несправедливо, без вины, погибли под ее гнетом. Однако, суд на Земле, и Суд Божий – явления разного порядка, поэтому переносить представления о том, «как судят» здесь на религиозную сферу было бы неверно. Также как и мерить космическую справедливость справедливостью человеческой.
2. Неприятие некоторых религиозных представлений. Здесь можно лишь напомнить, что «воздастся каждому по вере его». Вековые теологические споры до сих пор не сформировали религиозного единства. Каждая религиозная традиция имеет существенные отличия. Но понятие судьбы, как некоторой необходимости, которую душа человека принимает на себя, приходя на Землю, так или иначе присутствует в большинстве религиозных течений. Причем в разные периоды времени изменялось и отношение к понятию «судьбы». Поэтому здесь в настоящее время невозможно предложить каких-либо универсальных взглядов на судьбу, поэтому и нет смысла, не имея единого понятийного поля, обсуждать данный вопрос кратко.
3. Устойчивость мнений, что судьба – это «злодейка», которая творит козни намерениям человека, отдаляя от него желаемое и приближая неприятное, нежелательное. «Это судьба!» – говорят со вздохом люди, когда что-то сильно хотелось, но так и не получилось. Однако же и здесь мы видим активные включения инфантильного эгоистичного «Хочу!» и «Мама, дай!» в виде требований, предъявляемых внешнему миру. По опыту можно сказать, что отказ от большинства таких поверхностных желаний позволяет очистить и увидеть истинные намерения духа и, соответственно, проживать жизнь намного более осмысленную и наполненную радостью. Ведь радость от материальных приобретений (в числе которых и достижения каких-то социальных целей) может пройти очень быстро – и в этом драматизм жизни многих современных людей. Но осознание того, что ты следуешь именно своему предназначению, наблюдение за тем, как красиво и чудесно оно раскрывается – это есть источник фактически непреходящей внутренней радости, несравнимой по уровню и глубине с радостью от «вкусной конфеты».
4. Попытки сравнять судьбу и предопределенность. Однако же судьба и предопределенность – это немного разные понятия. Судьба в широком смысле этого слова говорит о предназначении человека. Предопределенность также существует, но как некий фактор, связанный с судьбой, который как раз и позволяет увидеть весь ее замысел. Предопределенность предполагает «вменение» определенных событий и переживаний, с которыми человеку надлежит столкнуться и обязательно пострадать. Однако же предопределенность в контексте судьбы предполагает необходимость столкнуться с определенным видом энергий, которые раскрывают судьбу человека наиболее полно в заданный момент. Также как в школе возникает необходимость прочитать то или иное литературное произведение по программе. Каким образом будет происходить проживание этих энергий – очень сильно зависит от уровня понимания человека и от его «включенности» в собственную судьбу. И одним из главных факторов здесь является то, какой выбор делает человек в процессе этого проживания и какие выводы. Во многом, этот момент как раз и определяет дальнейший ход судьбы и последующих уроков. Некоторые способные люди «сдают экзамены экстерном»))
В свете сказанного, сам вопрос “А можно ли изменить судьбу?” звучит некорректно – человек еще не знает, что уготовано ему судьбой, а уже хочет ее изменить. Мы зачем-то желаем ее менять, не понимая, что может произойти с тем, кто выбивается из своего предназначения, выходит из своей судьбы, порой просто променивает ее. Судьба – практически материальная вещь, она также начинает разрушаться, и вот тогда происходят по настоящему драматические события в жизни. И это не банальная потеря кошелька. Драматизм заключается в том, что возникшие после этого события проходят зря, без смысла, человек выпадает из контекста своей судьбы. Для большинства людей это явление фактически представляет собой «выбрасывание за борт» из общего течения жизни. Выйти из судьбы возможно и по-другому, это путь святости, путь йоги и другие виды духовных путей в различных религиозных традициях. Но это ни в коем разе не может происходить на уровне страха перед судьбой, нелюбви к ней. Как раз напротив, нередко человек сначала проживает свою задачу по максимуму, и только потом уже получает возможность выйти «из-под влияния звезд и богов». Ведь отказаться можно лишь от того, что ты имеешь. Нельзя отказаться от того, чего у тебя нет.
Если все-таки попытаться ответить на вопрос, то можно сказать так: сначала лучше бы понять свою судьбу, услышать ее, дать возможность ей проявиться в своей светлой силе (а она есть всегда), прежде чем посылать запрос на изменение судьбы. Да, можно изменить и имя, и место жительства, и даже дату рождения. И все это определенным образом скажется на изменении хода судьбы. Но есть ли при этом уверенность в том, что смена произошла в лучшую сторону? А может быть, та судьба, которую поменяли, еще не успела расцвести?
Дхарма (предназначение) – это высшая задача, которая дается человеку. Есть замечательная фраза – “Лучше исполнить свой долг средне, чем долг другого – преотлично”. Когда мы идем по своему пути, наш стержень внутри не дает сбить нас никаким обстоятельствам, встречающимся по жизни. Любой удар воспринимается как урок. Пусть эти удары неприятные, но мы чувствуем, как в этой битве растет наше мастерство, мы закаляемся и становимся сильнее, мудрее. В этом и заключается основное отличие драматических событий, происходящих вне вашей судьбы, от тех, которые уготованы нашей судьбой. Кроме того, по мере развития, когда надобность в драматизме уже постепенно отпадает, события выходят на качественно иной уровень – духовный.
У каждого существа на Земле есть своя судьба. И сейчас, когда человеческая индивидуальность обретает особую значимость, возможно, и пришли те времена, когда, объединяя мудрость разных традиций, используя достижения науки и возможности доступа ко всеобщему информационному полю, можно наиболее глубоко и полно познать смысл человеческой судьбы. Понять, что люди – это «руки Бога» на Земле, а не случайное порождение материального порядка. И именно судьба каждого человека – это есть дар высших сил для того, чтобы у него была возможность понять именно свою индивидуальную миссию «представителя божественных сил» в мире.