21 июня Солнце переходит во второй летний знак – знак Рака. Тем самым символизируя разгар лета и начало убывания светового дня. Эта двойственность прослеживается во всем символизме Рака. С одной стороны – хранитель жизни, с другой стороны – знак, тесно связанный с символизмом ухода, умирания. В этой дихотомии “жизнь-смерть” проходит вся жизнь живых существ: умирая, что-то рождается в ином качестве, а рождаясь, “сбрасывает” с себя прежнюю форму, умирая для нее.
Такова и психологическая переливчатость Раков. От природы они могут быть людьми очень чуткими и восприимчивыми. Может казаться, что они буквально впитывают в себя атмосферу и эмоции из окружающего мира. Эти «семена» соединяются в уникальный сплав и созревают внутри сознания, прорываясь во внешний мир в виде эмоций, образов и состояний. Этим сплавом они способны влиять на окружающий их внешний мир, создавая настроение, «заражая» своим настроением окружающих. И это то, что позволяет им быть своеобразным эмоциональным инициатором для новых ситуаций – в этом проявляется кардинальность Рака.
Главными мотивами Рака могут быть следующие:
– Чуткое восприятие эмоций окружающего мира
– Подсознательное реагирование на окружающие изменения и, как следствие, инициирование новых изменений
– Безопасность и сохранение того, что ему дорого
– Создание психологического комфорта вокруг себя
В ритуально-календарном смысле месяца Рака заложена тема умирания-воскрешения. Частично о ней я уже писала в тексте, посвященном солнцестоянию. Символизм Рака можно также сопоставить с древним мифом об Осирисе, символически связанным с ячменным зерном, после ухода которого в Подземный мир его место занимает бог пустыни Сет. Таммуз (Думмузи) в финикийской, вавилонской и греческой культуре трансформируется в Адониса-Аттиса — божество, также оплакиваемое как умершее, и радостно встречаемое после воскресения. Как правило, в мифе это божество разыскивают мать или сестра, после чего оно оплакивается ими. В конце мифа происходит возврат светлого божества, его воскрешение и восстановление мироздания. Другая метафора месяца — сравнение утерянного божества с умершим и воскресшим (проросшим) зерном раннего сева.
Итак, ритуально-календарным смыслом четвертого ниппурского месяца считается символическое умерщвление и оплакивание «похороненного» в почве зерна с последующим величанием, стимулирующим прорастание семян.
Контуры созвездия Рака на небе очень своеобразны. Никакая, даже самая буйная фантазия, не позволяет увидеть в скоплении звезд знак Рака (Краба). В античности это объяснялось мифологически: этот рак вылез по приказу Геры во время битвы Геракла с Лернейской гидрой, и вцепился ему в пятку. Так как он показал свою верность Гере, то в награду она поместила его на небо, а для созвездия были взяты те звезды, которые были в тот момент в данной области неба. Однако, если реконструировать месопотамское созвездие, учитывая также соседние звезды (созвездие Гидры и часть звезд из “головы” Льва), то изображение краба вполне проглядывает. Только краба с одной клешней, который может быть вдохновлен крабом-скрипачом, “манящим крабом”, который часто машет одной клешней. И чей ареал обитания – это побережье Индийского океана, вполне знакомого мореплавателям Месопотамии.
Может быть, в этой истории “заимствования звезд” можно углядеть забавную символическую корреляцию с современными представлениями о Раке: этот знак не так прост и наивен, как может казаться на первый взгляд. Глубины его хранят древнюю память о том, как “могло бы быть”, и отсюда – претензию на величие, основанное на истории (целую “голову Льва” отхватил =)).
Марина Троицкая