Это довольно важный вопрос для людей, которые пытаются придерживаться определенного «простого», по их мнению, расписания. Жалуются на лень, на недомогание, на «нехватку времени» и т.д., и т.п. Завидуют тем, у кого «все получается». Дорогие мои друзья! Ни у кого ВСЕ не получается и получиться не может по определению. Перефразируя известную циничную поговорку — «потому что всех много, а всего — мало».
Каждый успешен и может быть успешен за одну жизнь в нескольких одних сферах, и «несчастен» в других. У большинства людей доступное количество того и другого примерно одинаково. Большинство же дисциплинированных людей, которые, по вашему мнению, много успевают, как раз глубоко травмированы, так как чаще всего они не успевают даже толком подумать. Однако те редкие и исключительные экземпляры, которые приучали себя к дисциплине сознательно, а также пользуясь интуицией и развивая чувствительность, разумеется, на первый взгляд, по сравнению с нами кажутся «сверхчеловеками». У них плавно одно успешное действие в течение дня перетекает в другое. Завтрак в тренировку, тренировка — в деловую встречу, деловая встреча — в лекцию, лекция — в прогулку, прогулка — в поход за покупками и т.п. Только подставляй карманы, как говорится.
Итак, ПОЧЕМУ ЖЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТАЕТ У ОДНИХ И ПРИНОСИТ ОДНИ НЕОЖИДАННОСТИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ — У ДРУГИХ? Потому что одних с детства учили как дисциплине, так и чувствительности. Другие же сталкивались с разнообразными формами подавления природной предрасположенности к поиску оптимального для себя ритма. Либо их ритмы вообще перемешались в неразличимую массу, либо — после такой травмы — они уже выбрали какой-то один примитивный ритм и стали его насильственно везде совать («муштра», «одна гребенка» и .т.д.). В обоих случаях, ничего здорового из этого не выходит. Никаких одинаковых ритмов для всех людей не существует.
Слово «РЕЖИМ» поэтому имеет всегда оба значения — и положительное, и отрицательное. Нужный Вам ритм зависит от того, что вам нужно, каковы вы сами — по природе, и когда вы хотите достичь результата. Вы можете спать ночью, можете — днем, можете — каждые 6 часов. То же самое — с едой, физическими упражнениями, сексом, чередованием умственной и физической работы, выделением максимального или минимального времени для общения с людьми, и т.п. Во всех случаях сам ритм, который Вы соблюдаете, дает вам или НАКОПИТЕЛЬНЫЙ, или ИСТОЩИТЕЛЬНЫЙ эффект. В той сфере, к которой Вы его прилагаете. И индивидуальность, правильность его подбора может привести вас либо к успеху, либо к неудаче. В таком вопросе полагаться на общие рекомендации стоит. Но всегда нужно соизмерять их со своим собственным ритмом.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РИТМА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
Время есть мера нашей естественной относительно лучшей приспособленности к одним видам деятельности и реагирования на условия внешней среды и относительно худшей приспособленности — к другим. Например, одного считают «тугодумом в математике». Другого — тем, кому «медведь на ухо наступил». Третьего — тем, до кого слишком долго доходит важность эмоционального состояния того, кто живет рядом (в некоторых парах это длится годами и часто кончается плачевно). Иными словами, до одних одно доходит почти мгновенно, а другое — медленно копится вплоть до «откровения» через длительный срок. Одни могут мгновенно решить кучу бытовых проблем почти одновременно. Другие — долго копаются, демонстрируя мнимую «полную неприспособленность».
Подойдем к вопросу педагогически. Если некто не может сделать нечто с легкостью, это НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН ТУПОЙ ВООБЩЕ. Потому что нет такого понятия, как «тупость вообще»? Есть понятие препятствия. А препятствие возникает как раз тогда, когда у кого есть что-то в избытке. Ибо ЛЮБОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ЕСТЬ, КАК ПРАВИЛО, СЛЕДСТВИЕ ЧЬИХ-ТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ УСИЛИЙ (и, как правило, неосознанных усилий самого того, для кого это — препятствие). Иными словами, если Вы, скажем, повстречали ребенка, который упорно не хочет усваивать то, что Вы ему предлагаете (да и взрослого тоже), это значит, что его психика уже перегружена некоторыми переживаниями. Которые он, возможно, обрабатывает. А также некоторыми намерениями и предрасположенностями, которые — как и положено — созревают за свой собственный срок.
Поэтому чтобы Вам передать собеседнику нечто, ДЛЯ ВАС ПРИВЫЧНОЕ В ВАШЕМ РИТМЕ, Вы можете выбрать одну из двух стратегий: либо выяснить, что же занимает ум собеседника, и по качеству этого подобрать должную периодичность воздействия на него. У каждого человека свои периоды «загрузки процессора» (или неотвлекаемости) и свои периоды «повышенной восприимчивости» (и они по многу раз повторяются даже в течение дня — если тонко чувствовать время). В этом случае Вы постепенно отвлекаете его от его ритма новым содержанием, которое имеет свой ритм. Во втором случае, Вы находите эти самые его «скрытые таланты и чаяния», и начинаете использовать образный язык его восприятия и переживаний, чтобы передать то, что нужно Вам. В этом случае Вы сохраняете за ним его ритм на долгое время, но он тоже меняется. Ибо:
Всякий контакт и всякая встреча двух людей или любых двух объектов (вплоть до соединения планет на небе) навсегда и необратимо изменяет ритм каждого из них — пусть немного и чуть-чуть. Но это — и есть отпечаток дистантного влияния. Другой всегда либо «отнимает» у нас время, либо «прибавляет» нам его. А на деле делает и то, и другое. Например, влюбившись или ненавидя, мы не просто иногда не можем уснуть и все время думаем об объекте, а мы начинаем повторять его характерные поведенческие ритмы. Часть нас становится как бы уменьшенной моделью объекта нашего внимания. Однако это уже философия.
© Агастья Муни.