Константин Алексеевич Коровин. Москва. 05.12.1861. Время неизвестно.
День рождения художника интересен тем, что утренняя и послеобеденная карты различаются: примерно в 7.25 утра Венера из Козерога переходит в Водолея, а после 3 часов дня за ней туда же уходит и Луна. По существу, на характере и талантах Константина Коровина эти перемещения сказываются не так уж сильно: во-первых, оба знака находятся в Зоне Учителя и, значит, планета, находясь в любом из них, испытывает также влияние соседнего знака, а вторых, Сатурн – второй управитель Водолея, его сила в этом знаке значительна. Аспекты также сохраняются в течение дня: одни становятся более точными, другие – менее, но все продолжают работать. В статье рассматривается карта, составленная на 7 часов утра.
Творчество – это прежде всего самовыражение, значит, именно Солнце проявляется в творчестве в первую очередь. В гороскопе Константина Коровина Солнце находится знаке Стрельца, которым управляет Юпитер – «планета большого счастья». Такое положение Солнца дает человеку оптимизм, общительность, популярность. Именно таким, по воспоминаниям, и был Константин Коровин. «Он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам… причём, всегда за него кто-нибудь просил: „Поставьте ему три, он так талантлив!“ … он „влюблял“ в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное», – вспоминал хорошо знавший Коровина художник М.В. Нестеров. И картины Константина Коровина прежде всего оставляют чувство, что жизнь прекрасна. «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… Это я, это мое пение за жизнь, за радость…» – писал Коровин.
Стрелец – знак мутабельного огня, типичный Стрелец энергичен и разносторонен. Стрельцовская мутабельность Константина Коровина выразилась в многообразии творческих интересов: особенно он любил пейзажи, но писал также натюрморты, портреты, был театральным художником (создавал и декорации, и костюмы), сделал несколько архитектурных проектов, по его эскизам изготовлялись ювелирные украшения. Среди сотен холстов Коровина нет двух одинаковых по тону, но всегда в его картинах есть игра света и тени, взаимодействие света и цвета. Чтобы подчеркнуть «потрясающий светящийся эффект» его картин, одна из выставок Коровина проходила в залах с приглушенным верхним освещением.
Стрельцов отличает умение видеть в людях лучшее, но их нельзя назвать хорошими психологами, поэтому написанные Коровиным портреты, прекрасные в техническом отношении, не всегда точны в передаче характеров. Чтобы портрет получился, характер модели должен был соответствовать духу коровинской живописи. Поэтому одной из лучших работ Константина Коровина в этом жанре считают написанный в 1911 году портрет Ф.И. Шаляпина, с которым художник много лет дружил и который также был жизнелюбивым, ярким, энергичным человеком.
Самобытности творческой манере Коровина добавляла оппозиция Солнца с Ураном. Если в жизнь художника этот аспект, провоцирующий внезапные перемены, принес, в основном, потери: самоубийство отца, смерть новорожденного сына, смерть от сердечного приступа ближайшего друга В.А. Серова (причем в день 50-летия Коровина) и др., – то в творчестве проявился как новаторство: Коровин был одним из первых русских художников-импрессионистов. Яркие, красочные работы Коровина появились в то время, когда о красоте русские художники думали, казалось, меньше всего, а зрители «под натиском темной и нравоучительной живописи передвижников» забыли, что искусством можно просто любоваться. В картинах того времени преобладало рисуночное начало, а Коровин почти не пользовался ни карандашом, ни углем, рисуя сразу кистью, оставляя размашистые, грубоватые, свободные маски (сохранилась карикатура, изображавшая художника пишущим подошвой сапога). Современные искусствоведы характеризуют творческую манеру Коровина как имеющую «тенденцию к раскрепощению изобразительных средств» – ураническая характеристика!
Стрельцовской натуре Коровина импрессионизм соответствовал как нельзя лучше. Стрельцы не любят вникать в детали, но способны ухватить суть предмета, увидеть явление в целом. Именно «способность обобщенной передачи сложной формы» является отличительной чертой таланта К. Коровина. Сам художник вспоминал о том, как, начав рисовать с натуры, еще подростком понял, что «немыслимо постигнуть всю мелкость рисунка природы». «Я заметил, что в картине, которую видел, пишутся не близкие предметы природы, а как-то на расстоянии, и я тоже старался сделать в общем», – писал он.
Яркое, жизнелюбивое Солнце наполнило картины Константина Коровина радостью и светом, но, чтобы стать большим художником, понадобилось участие других планет. На большой разносторонний талант в карте Коровина указывает замечательная фигура трапеция, которую называют также печатью счастья, а фантастической работоспособностью, без которой не обойтись ни одному мастеру, он обязан сильному Марсу в Скорпионе в оппозиции с Плутоном.
Трапеция в карте Коровина включает в себя не 4, как обычно, а 6 планет, поскольку Венера соединяется с Луной, а Сатурн – с Юпитером. Сильный Нептун (в обители) находится в секстиле с Венерой (и Луной), трине с Меркурием и оппозицией с Юпитером (и Сатурном), а последние, в свою очередь, образуют трин с женскими планетами.
Для жизни положение Венеры и Луны в Козероге считается неудачным, поскольку Козерог – слишком закрытый знак и заставляет сдерживать эмоции, сковывает чувства. Как правило, «лунная» сторона жизни человека известна лишь его ближнему кругу, но Козерог скрывает переживания даже от хороших знакомых. И действительно, об очень непростой семейной жизни Коровина, причинявшей ему много боли, не знал почти никто, даже те, кто виделся с ним постоянно. Кстати, неудачный брак, возможно, тоже влияние Венеры в Козероге: венчаясь с женщиной, которую давно разлюбил, но перед которой считал себя виноватым, художник думал, что поступает правильно, как должно, т.е. по Сатурну. Надо отметить также, что проблемность Венеры в карте художника отчасти скрадывается ее соединением с Луной: Коровин с раннего возраста тянулся к природе и всю жизнь старался как можно больше времени проводить в лесу, у реки, у моря, а именно это способствует гармонизации Венеры в земном знаке. Трин с управителем Козерога Сатурном показывает, что ограничения не всегда тяготили художника, скорее всего, он даже считал их естественной частью жизни, кроме тех случаев, когда включался Юпитер. Вероятно, именно в эти периоды Константин Коровин особенно остро переживал непонимание женой его творчества.
Трин Венера/Луна – Юпитер/Сатурн интересно проявился в жизни Константина Коровина в материальном плане. Художник вспоминал, что у него то было много денег, то совсем их не было. Аспект Венера – Юпитер указывает на щедрость, любовь к красивой жизни, да и Солнце в Стрельце вовсе не мелочное: много зарабатывая, он много и тратил. У Коровина было «великое множество перстней и колец», в которых художник ценил прежде всего «красоту игры камней и сочетания их с золотом», но впоследствии в эмиграции эти драгоценности помогли семье художника выжить, и с этой точки зрения их можно рассматривать как неосознанные инвестиции (трин Венеры, соединенной с Луной, и Сатурна).
Для творчества положение женских планет в Козероге оказалось весьма полезным. Во многом благодаря земному началу в карте и создавались шедевры: действуя по наитию, художник выстраивал из отдельных, будто бы хаотичных цветовых пятен сложную, четко структурированную композицию. Виртуозности коровинского письма, поразительной точности попадания каждого мазка в цвет и тон способствует включенность в аспектную фигуру мутабельного знака Девы, чрезвычайно внимательного к деталям, и Меркурия, отвечающего за мелкую моторику. В рассказе Коровина о живописи, записанном одним из учеников художника, астролог может различить и Девье, и Стрельцовское начала и, конечно, влияние Нептуна: «Живопись — удивительно точное дело. Все держится на чуть-чуть, не попадешь в чуть-чуть, и ее нет. … нужно брать… соотношение всех тонов вместе с тенью. То есть смотреть одновременно, не нарушать точнейшей взаимозависимости живописных отношений. Два-три тона взять точно вместе трудно, пять-шесть еще труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, — невероятно трудно. Воспитывая глаз сначала понемногу, потом пошире распускай его, а в конце концов все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник все видит одновременно, так же, как хороший дирижер слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты. Это, так сказать, вершина мастерства, подходить к этому надо постепенно».
Сравнение художника с дирижером в приведенной цитате объяснимо как собственной музыкальностью Коровина (на нее в карте указывает та же трапеция), так и его многолетней работой в качестве театрального художника. С середины 1880-х годов он оформлял спектакли в Частной опере Саввы Мамонтова, а с 1901 года стал главным художником Императорских театров. Коровин стремился к слиянию музыки и живописи, созданию целостного впечатления: «Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку красок». На такие способности указывает в карте бисекстиль Нептун – Венера/Луна – Меркурий. Оформившего около 150 спектаклей Коровина заслуженно называют одним из основоположников новой русской театральной культуры. Во многом благодаря Коровину труд театрального художника стал цениться как искусство (Аспект Солнце – Уран, новаторство).
Как типичный Стрелец, Коровин не мог долго заниматься тем, что казалось скучным, но, если что-то увлекало, работал без устали. «Оказалось, что декорации писать до того интересно, что не хотелось бросать работу все время», – вспоминал он. Эта черта – невероятная работоспособность – отмечена в карте через аспект Марса с Плутоном. Положение Марса показывает также, что усилия, которые прилагал художник, не были заметны посторонним: Марс в Скорпионе действует скрытно. «Искусство много трудней труда, – писал Коровин, – но оно искусство, в нем не должно быть видно труда…».
Оппозиция Марса с Плутоном интересно проявилась в годы Первой мировой войны, когда Константин Коровин был призван в армию и назначен консультантом при штабе Юго-Западного фронта. Его идеи по маскировке войск и боевых позиций были одобрены военным министерством и отмечены в приказе по армии.
В трапецию наряду с несколькими благоприятными аспектами входит оппозиция, заставляющая искать баланс между вдохновением (Нептун) и общественным признанием (Юпитер) и соблюдением правил (Сатурн). В жизни Константина Коровина это было постоянной задачей. Он писал: «Я всегда говорил «поперек», да и в живописи все тоже «поперек».
Талант Коровина признавали все, в училище он был принят без экзаменов, во время учебы не раз поощрялся различными наградами, но все же преподавателями во главу угла ставилась строго академическая выучка, поэтому Коровин окончил училище лишь со званием неклассного художника. Позже Коровин несколько лет ежегодно участвовал в выставках передвижников, но членом Товарищества так и не стал: большинство в совете было против. Настоящая слава пришла к Коровину на рубеже веков. За оформление русского павильона на всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил одиннадцать наград, в их числе две золотые медали, а французское правительство наградило его орденом Почётного легиона. Однако и после этого не все было гладко: работа Коровина в Императорских театрах не сразу и не всеми была признана: художник вспоминал о случаях саботажа со стороны артистов и служителей сцены, о враждебной кампании в прессе. Академиком живописи Константин Коровин был избран только в 1905 году, в то время как, например, Валентин Серов, будучи младше на 3 года, такого звания удостоился еще в 1898.
Положение Меркурия в карте Коровина указывает на литературные способности, что не редкость для художников. Но дар рассказчика у Константина Коровина был исключительный, это отмечали все, даже Чехов, а сын Саввы Мамонтова Всеволод признавался, что и через 60 (!) лет помнит коровинские «повествования почти до мельчайших подробностей». Виной тому включенность Меркурия в трапецию: если Скорпион делает речь эмоциональной, то секстиль с Луной/Венерой дает интуитивное понимание того, как передать чувства словами, аспект с Юпитером говорит о способности влиять на аудиторию, а трин с Нептуном доводит эту способность почти до гипнотической. Вот что писал об этой стороне таланта Константина Коровина Александр Бенуа: «А каким рассказчиком был этот красивый и пленительный человек… У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько «любовались талантом» рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу. К тому же память его была такой неисчерпаемой сокровищницей всяких впечатлений, диалогов, пейзажей, настроений, коллизий и юмористических деталей, и все это было в передаче отмечено такой убедительностью, что и не важно было, существовали ли на самом деле те люди, о которых он говорил; бывал ли он в тех местностях, в которых происходили всякие интересные перипетии; говорились ли эти с удивительной подробностью передаваемые речи, – все это покрывалось каким-то наваждением, и оставалось только слушать да слушать».
Аспект Меркурия с Сатурном помогал Коровину не только выстраивать рассказ, но и держаться в рамках, но, случалось, побеждал Юпитер, и тогда художник «нес совершеннейшую дичь», например, утверждал, что в русско-японской войне победят японцы, так как у них «кишки на четырнадцать аршин длиннее». Этот образ, запомнившийся дочери В.А. Серова, астрологу может быть интересен тем, что проявляет многие особенности положения коровинского Меркурия: актуальность темы и явное, абсурдное преувеличение дает аспект с Юпитером, конкретность (14 аршин, а не несколько) происходит от положения Юпитера в Деве, которая любит точность, ну, а «кишки», конечно, от Скорпиона.
В конце жизни, когда он, теряя зрение, не мог уже рисовать, Коровин занялся литературой. Писал он также по-стрельцовски: воспоминания похожи на импровизации и, хотя названы «Моя жизнь», не представляют собой цельной, последовательной биографии, а, рассказывая о самых важных для художника людях и событиях, скорее напоминают яркие пятна, выхваченные лучом света из потока жизни. Стрельцовское незлопамятное оптимистичное Солнце сказалось и в том, что в мемуарах Коровин ни с кем не сводит счеты и мало говорит о безотрадных сторонах жизни: «Были мрачные и неудачливые встречи. Но редко. Они как-то не запоминались, выпадали из жизни».
«Искусство должно давать радость и счастье», – говорил художник, и этому правилу следовал всю жизнь.
Почитать Константина Коровина и о нем можно по ссылке.
При написании статьи также использованы некоторые наблюдения из книги А.Я. Басырова «Константин Алексеевич Коровин». Ленинград. «Художник РСФСР».1985.
Марина Самарина