3 июля был день рождения у писателя Франца Кафки – одной из центральных фигур литературы 20 века вообще и одного из самых загадочных писателей. О нем очень много написано, причем мнения о нем радикально расходятся. Что неудивительно для человека с выделенным Ураном.
Интересно, что он считал себя плохим писателем (тут возможно своеобразное влияние сожженного Юпитера) и почти не публиковал свои произведения. Часто не заканчивал романы, что в целом понятно – у него влияния Урана (спонтанность) и Юпитера (вдохновение) в карте гораздо сильнее влияний Сатурна (дисциплинированность).
Часто его произведения сравнивают с биографией и находят параллели. Жизнь его была сложна, а биография небогата. Робкий, застенчивый, нерешительный – типичный представитель знака Рака со сложным по знаку Марсом в Тельце. Но он писал смело и новаторски, тихо совершив инволюцию в литературе – этот талант, очевидно, связан с Меркурием в знаке обители в Близнецах. Там же находятся Луна и Венера, что усиливает литературные способности.
Стеллиум в Близнецах подтверждается и другим аспектом бытия Кафки: смысл Кафка видел в создании текстов, а не в их публикации, внешней жизнью не увлекался. Близнецовский стеллиум отчасти сработал и в его “земной” профессиональной деятельности: Кафка проработал всю жизнь мелким клерком в конторе, главной задачей которой было так сделать юридически, чтобы не надо было платить пострадавшим на работе рабочим. Это были конторы с огромным бюрократическим оборотом и большим количеством бумажной работы с документами.
Как говорят многие знатоки творчества Кафки, понять его произведения нельзя. Парадоксальное влияние Урана на планеты творчества и основного рулевого – Меркурий (квадрат Урана к стеллиуму), конечно, и создает ту самую атмосферу абсурда с тщательно выписанными деталями, уникальное пространство произведений Кафки.
Язык его очень сухой, бумажный, без эпитетов, с очень четким и правильным синтаксисом. Причем его творчество создавалось в период цветистого модерна и арнуво. Что характерно, он страдал от того, что это и был его язык. Но этот особенный язык и есть то, что и создаёт «кафкианский эффект». Синтаксис отвечает за смысл, за логику. Поначалу читателю кажется, что все понятно. Но потом словно запутываешься в этих прозрачных конструкциях и теряешь всякий смысл. За кажущейся связностью возникает абсолютное безумие и непонятность. Очень четко описано ощущение бюрократии. Таков особенный талант хорошего Меркурия, стеллиума в Близнецах в квадрате к “абсурдисту” Урану.
Как говорила журналистка и его возлюбленная Милена Есенска: «Франк не умеет жить, не способен жить». Он хронически не вписывался в жизнь. И здесь квадрат Урана к Луне и Венере тоже “подсобил”: австро-венгерский писатель, немецкоязычный еврей в Праге. Известно, что чехи не любили немцев, особенно, немецких чиновников, а немцы – евреев. У Кафки получилось тройное кольцо изоляции. Эта атмосфера также чувствуется в его произведениях. И это тоже отчасти влияние выделенного Урана в связи с “планетами отношений”: какая-то странная шутка судьбы, из-за которой трудно встроиться в обычную жизнь и обустроить связи с окружающими.
Герои Кафки действительно “повторяют” его личные особенности. Например, притча в романе «Процесс» про привратника ожидающего у врат закона: смысл притчи в том, что человек терпит и ждёт вместо активного действия (что символически можно связать с Марсом в Тельце у Кафки). При этом позже выясняется, что дверь была только для него. Так, как он действовал, победить нельзя, можно только прождать. Человек и не в силах смириться с реальностью, но и не может победить ее – принципиальная позиция человека в мире по Кафке. Этакий гимн сложному знаку Марса, да еще и в соединении с Нептуном (что может склонять “плыть по течению”).
В произведениях Кафки нет ничего о высоком и пафосном: даже мистика превращений героев происходит в атмосфере приземленного, каждодневного быта. Возможно, это отчасти связано с тем, что практически все планеты, кроме Урана, у Кафки сосредоточены в зоне Ребенка – зоне “простых энергий”, максимально сконцентрированных на “простой жизни”.
Марина Троицкая