В знаке Стрельца действовал подземный огонь, отождествляемый, вероятно, с огнем вулканов. Знак Стрельца был началом зимы и месяцем, во время которого царь подземного мира Нергал-Эрра выходил в мир живых во всей своей силе, разрушая подземным огнем все материальные объекты, затопленные стихией хаоса в предыдущем месяце.
В этот период в бескомпромиссной борьбе за выживание разрушается всё, что не имеет небесной защиты. Силы хаоса беспощадно зачищают пространство, заселенное с нарушением небесных законов. Также их добычей становятся изгои, не записанные в книгу жизни.
Лумашу знака Стрельца изображал Пабильсага – одну из ипостасей Нинурты, которого в I тыс. отождествляли с Нергалом. В этом смысле Пабильсаг очень близок к образу бога войны и эпидемий Эрре, который в этом месяце обретал свою максимальную силу. В одном из ассирийских заклинаний Пабильсаг имеет непосредственное отношение к Подземному миру: «(Будь заклят) дыханием Пабильсага – офицера Подземного мира». Причем существует один вариант прочтения идеограмм, образующих имя хозяина подземного мира, согласно которому оно переводится как «бьющий стрелой», т.е. собственно «стрелец».
Возможно, что воплощение Пабильсага в образе кентавра было связано с тем, что цивилизованные шумеры именно так представляли своих самых опасных врагов – варварские кочевые племена аравийской пустыни, которые зачастую нападали на богатые месопотамские города. Изображения этих существ встречаются на межевых камнях, отмечающих границы цивилизованного и варварского миров.
Божественным покровителем этого месяца был царь подземного мира Нергал-Эрра.
Бытийный контекст этого месяца заключался в столкновении с врагами. В этот период времени человек становился уязвимым для нападения демонов «лилиту» или«эринний», согласно греческой мифологии, которые являлись духами мщения. Если человек ранее причинял кому-то несправедливую и незаконную обиду, то в этом месяце его могла настигнуть месть, олицетворением которой был Эрра – бог войны и эпидемий, который в этом месяце выходил из преисподней для того, чтобы покарать тех, чьи действия стали причиной чьих-либо незаслуженных страданий. Поэтому в это время необходимо безупречно и стойко терпеть чьи-либо нападки, поскольку они являются, в первую очередь, отражением наших собственных прошлых неправедных действий.
Также этот период является периодом искушений, когда человека могут спровоцировать на неправедные действия, пробудив в нем гнев, раздражение и гордыню. Суть подобной провокации заключается в том, чтобы заставить человека совершить поступок, который он страстно желал совершить, но воздержался от этого по каким-либо рациональным причинам. Поскольку в период торжества хаоса влияние рациональной части нашей натуры уменьшается, что человек может стать одержимым страстями и совершить поступки, в которых потом будет раскаиваться.
Автор: Сергей Евтушенко